ENG  РУС

Андрей Лобанов

This is some blog description about this site

Асана как метод самоисследования и развития

Одним из главных атрибутов жизни человека является взаимодействие. От того, как человек взаимодействует с собой, своим организмом, психическими, ментальными и духовными структурами зависит то, как он будет взаимодействовать людьми и миром, как будет складываться его жизнь и дальнейшее развитие, прежде всего, духовное.

Необходимое условие для развития и гармоничной жизни - владение технологиями адекватного взаимодействия с действительностью. Одной из таких технологий является классическая йога - способ познания, взаимодействия и управления действительностью, в котором используется непосредственный контакт с объектом или явлением через глубокое сосредоточение на нём, без участия функционального ума.

Как правило, первое, чему обучается человек, вступающий на путь развития через практику йоги, - это взаимодействие со своим физическим телом, изучение его структуры, механизмов функционирования и управления с помощью различных видов движений, в том числе, асан.

 

Асана как метод взаимодействия с психофизическими структурами человека. Подходы к практике асан

Начальный этап освоения асан - это осознанность в отношении цели практики йоги, понимание того, для чего вы практикуете. Именно цель практики будет определять подход к выполнению асан и внутренней работе в них.

Самый распространенный способ выполнения йогических поз, который характерен для начального (системного) уровня практики, - это подготовка и выстраивание формы тела с использованием ума. Практик создаёт образ, стандартный проект положения тела – асаны, и выполняет эту форму через усилие и напряжение, стараясь максимально соответствовать образцу. Подобное волевое действие сужает практику до маленькой задачи – самоутверждения через достижение результата, которым должно стать создание стандартной формы и удержания её требуемое время.

Такой подход вызывает сопротивление в структурах системы человека и не ведёт к её целостности и освобождению от психоэнергетических блоков. Он характерен для направлений йоги, которые ближе к фитнесу или спорту, где движущим мотивом является соревнование, достижение и демонстрация этих достижений

Если же целью практики йоги является развитие и освобождение от различных форм ограничений, то используется принципиальной иной подход, учитывающий многомерное строение системы человека, законы её функционирования и механизмы внутреннего и внешнего взаимодействия.

Асана – это лишь часть технологии йоги, и при таком подходе она является местом, пространством, формой тела, где человек разворачивает сложные процессы исследования, познания действительности, преобразования несовершенств своей природы, взаимодействия и управления своими структурами.

 

Человек как система

Человек – целостная, многоуровневая, многомерная система, состоящая из материальных носителей и информационного содержимого. В традиционной индийской йоге эти носители называются "коши" (физический, пранический, ментальный, причинностный, оболочка блаженства и центр – Атма), на них развернуто содержимое – сознание.

Устройство системы человека отражает устройство Вселенной, и человек подчиняется её законам и управляется ими.

Универсальные законы существования и строения вселенских систем описывает парадигма для жизнеспособных и развивающихся систем (ПЖРС), созданная нашим современником, физиком И.Л. Герловиным. Изложенные в ней принципы коррелируют с древними воззрениями классической йоги о строении системы человека, его взаимодействиях внутри системы и с другими системами Вселенной.

ПЖРС является современной научной базой для объяснения и практического применения классической йоги. Это парадигма описывает условия, которым должна соответствовать любая система, чтобы обеспечить свою жизнеспособность и развитие. Для человека жизнеспособность – это здоровье в широком смысле слова, развитие – освобождение от ограничений, мешающих адекватному взаимодействию с действительностью и проявлению творческой силы.

Вот основные принципы функционирования человеческой системы, которые необходимо учитывать в йогическом взаимодействии:

  • взаимосвязь и взаимозависимость всех структур системы;
  • содержимое тонких носителей отображается на грубых, и наоборот. Например, нарушения в праническом или ментальном носителе проявляются в физическом теле, в виде мышечных напряжений и болезненных зон.
  • в каждой системе заложен природный механизм саморегуляции, который включается при условии, что система находится в состоянии целостности.
  • чувственная связь – базовый принцип взаимодействия с носителями и их информационным содержимым, который помогает сформировать целостность, и обеспечивает адекватность взаимодействия с целой системой и ее отдельными структурами (носителем). Чувственный уровень взаимодействия связан с интуитивным умом и обеспечивает соединение с явлением или объектом, которое и называется состоянием йоги. Для получения этого состояния необходимо отключить обычную форму взаимодействия с действительностью - функциональный ум, и развить способность к глубокому сосредоточению. Состояние соединения - необходимое условие практики йоги, направленной на освобождение от ограничений и духовное развитие.

 

Физическое тело в системе человека

Физический носитель – анамая коша, или "оболочка пищи", имеет свои особенности и строения и функционирования.

В системе человека тело и психические силы представляют собой единый взаимосвязанный психофизический механизм. На физическом теле отражаются события внешней и внутренней - психической - жизни человека. В зависимости от того, насколько адекватно человек взаимодействует с самим собой и миром, его психофизическая конфигурация может носить либо болезненный, либо безболезненный характер на данный момент времени.

Болезненную конфигурацию формирует отрицательная информация, накопленная на протяжении жизни. Она фиксируется преимущественно в мышцах, органах и соединительной ткани различных участков тела, формируя психоблоки, из-за которых нарушается течение жизненной силы по энергетическим каналам, образуются застои.

Они проявляются в виде напряжения, спазмирования определенных групп мышц и органов с дальнейшим нарушением кровообращения, иннервации обмена веществ в этих зонах организма. Прогресс этих деструктивных изменений создаёт условия для присоединения инфекции и воспалительных процессов с развитием конкретных заболеваний.

Блоки также регистрируются на уровне психики, что выражается в состоянии депрессии, возбуждении, агрессии, безволия и т.д., а также в соответствующих мыслях и образах, заполняющих ментальное пространство.

Задача взаимодействия с физическим телом посредством асаны заключается в освобождении от этих блоков и восстановлении целостности и уравновешенности в системе.

При правильном выполнении асан и других движений йоги негативную информацию можно выявить и устранить через осознанность, привносимую в тело специальной внутренней психической работой. Возникающее в итоге гармоничное равновесное состояние позволяет создать уравновешенность в тонких слоях системы.

Результатом практики асаны должно стать состояние удобства и устойчивости в ней, которое позволит использовать более сложные методы классической йоги - пранаяму и медитацию.

 

Универсальные психические инструменты

Внутренняя работа в асане требует развития специальных психических инструментов, необходимых для процесса глубокого сосредоточения и обеспечивающих состояние соединения (йоги). Они позволяют наладить адекватное взаимодействие со структурами системы человека, в том числе, с физическим телом.

Эти психические инструменты, базируются на психической функции – внимании,и управлении вниманием. В йогической системе используются три основных вида внимания, которые можно развить с помощью специальных упражнений.

Различающее внимание - вивека

Вивека - психическая функция сознания, вид внимания, который действует из области, расположенной вне сферы действия функционального ума, что даёт человеку возможность наблюдать за собственным ментальным пространством как бы со стороны, определяя действие разных его составляющих – функционального ума и его пяти родов деятельности (верное и неверное знание, память, воображение, сон) и интуитивного ума, основанного на непосредственном соединении с действительностью.

Во время практики йоги вивека распознаёт отвлечения, которые создаёт функциональный ум (размышления, воспоминания и т.д.), и прерывает их, возвращая внимание на выбранный объект сосредоточения.

Когда этот психический инструмент достаточно развит, мы становимся способны различать непрестанные движения нашего ума в повседневной жизни, распознавать  иллюзорные представления о нас самих и окружающем мире, которые он постоянно создаёт, и не давать себе в них погружаться, уходя от реальности.

С помощью этого вида внимания человек способен, наблюдая за умом, останавливать его работу, вызывая состояние пустотности ментального пространства (ниродха), в котором проявляется действительность.

Внимание-воля

Внимание-воля - главный психический инструмент глубокого сосредоточения и слияния с объектом. Это базовая функция внимания, способная проявлять в себе волю – творческую силу, которая является базовой энергией Вселенной (вселенской волей). Творящий компонент внимания-воли способен трансформировать форму, в которой развернуто внимание, и её информационное содержимое,а также объекты, созданные самим вниманием.

Взаимодействие посредством этого инструмента проявляется в трёх составляющих, важных свойствах внимания-воли, - восприятии, осознании и действии, которые происходят без участия пяти родов деятельности функционального ума.

Технология овладения вниманием-волей начинается с отделения внимания от объекта и выделение его в самостоятельную управляемую функцию сознания. В этом случае внимание-воля становится независимой управляемой субстанцией.

Внимание-воля способно разворачиваться в любом подпространстве единого расслоенного пространства - психофизических, ментальных и других структурах системы человека и вне её.

Направляя его активным сознанием в ту или иную область, человек способен создавать чувственную связь с ней, воспринимать и осознавать её текущее состояние, преобразовывать её, проводить необходимую коррекцию и гармонизировать части системы, приводить их к целостности. Когда достигается состояние целостности, в системе человека включаются механизмы саморегуляции и самовосстановления. Человек подключается к глобальной вселенской системе и начинает функционировать по универсальным вселенским законам, что переводит его в иную форму существования, наделяя соответствующими возможностями и способностями. Это также является результатом развития человека через практику йоги.

Внимание, разрывающее возникшие связи - вайрагья

Вайрагья – вид внимания, который поддерживает состояние независимости от опыта, полученного в результате практики соединения с теми или иными структурами системы человека или любым другим объектом или явлением, а также обеспечивает состояние непривязанности к психическим эффектам, сопровождающим состояние глубокого сосредоточения.

Особая притягательность этих эффектов, таких как блаженство, эйфория, вызывает привязанность, и они отвлекают, уводят от истинной цели – познания, преобразования, управления.

Когда развит этот вид внимания, человек способен в процессе соединения с объектом не попадать под влияние его состояния и других проявлений энергоинформационных взаимодействий с этим объектом.

Он может создавать контакт и его произвольно обрывать, выходить из него, сохраняя полученные знания (информационное содержимое) об объекте, оставаться независимым, несмотря на привнесение новой информации в систему. Другими словами, он не теряет контроль и управление своими структурами, какая бы информация не встраивалась в систему через практику взаимодействия с объектами Вселенной. Энергия полученной информации не подавляет систему, и она сохраняет свою целостность, гармоничность, встраивая новые модули информации и знания, совершенствуясь и развиваясь.

 

В процессе взаимодействия с физическим телом также активно используется два способа управления  вниманием, которые отличаются своей направленностью (фокусом) - объемное и локальное.

- Объемное внимание – внимание, которое разворачивается на всём пространстве тела, без выделения отдельных точек или зон. Удержание объёмного внимания, охватывающего всё тело, обеспечивает целостность психофизического пространства, которая позволяет запустить в нём механизмы саморегуляции. Важно удерживать внимание без отвлечений – это необходимое условие для обеспечения целостности.

- Локальное внимание – внимание, с помощью которого в исследуемом пространстве выделяются отдельные зоны, которые требуют коррекции или восстановления. Для взаимодействия с этими зонами применяются специальные коррекционные технологии. Работая с локальным вниманием, необходимо одновременно удерживать объёмное внимание - это навык, который также нужно развивать.

Как указывалось ранее, выполнение асаны практиком зависит от двух основных параметров. Знаний о строении и механизмов функционирования системы человека и цели, которые ставит практикующий.

 

Подготовительные упражнения

На первых этапах практики йогических упражнений важно сформировать чувственную связь со своим телом. Научиться чувствовать, а не рассуждать, не использовать мыслительную деятельность во взаимодействии с телом, выйти из области умственных построений и представлений в зону непосредственного чувственного контакта.

Тело не знает слов и не умеет подчиняться словесным командам. Поэтому необходимо освоить йогическое взаимодействие, которое осуществляется на чувственном уровне через непосредственное соединение со структурами тела. Такое взаимодействие позволяет познавать психофизические структуры и управлять ими. Только после получения чувственного контакта с телом можно приступать к исследованию и взаимодействию с психофизическими структурами посредством асаны.

В этом помогают подготовительные упражнения хатха-йоги – изометрические, суставные, психосаморегуляционные гимнастики, динамические комплексы, выполнение которых позволяет исследовать возможности физического тела, изучить связочные, мышечные структуры и увеличить подвижность суставов, гибкость позвоночника, эластичность мышц.

Суставные гимнастики позволяют сформировать чувственные связи с глубокими связочно-мышечными структурами. Изометрические гимнастики формируют внутреннюю объёмную, чувственную карта тела, позволяющую эффективно взаимодействовать с физическим телом и управлять им через волевые структуры.

Получая чувственную связь с телом во время выполнения этих упражнений, погружайтесь в телесное пространство, проявляя его возможности при движении, выявляя через активное внимание-волю проблемные участки тела и применяя различные способы их устранения.

 

Внутренняя работа в асане

Основное отличие йогических движений от обычной гимнастики заключается в том, что движения тела являются процессом, происходящим одновременно в нескольких пространствах, и состояние этих пространств отражается в данный момент времени в физическом теле. Используя йогические подходы для взаимодействия с телом, практик получает доступ к взаимодействию со всей системой.

Исходя из этого понимания, задача физических упражнений в йоге состоит в исследовании представленных в теле измерений и их содержимого для устранения дисгармоничных состояний в них, приведение в жизнеспособное, гармоничное и равновесное состояние.

При выполнении йогических движений, будь то динамические или статические упражнения, исследуйте состояние своего тела, используя основной метод йоги - сосредоточение, разворачивайте в пространстве тела объёмное внимание-волю, чувствуя и осознавая тело со всеми протекающими в нем процессами и состояниями.

В процессе движения в теле будут проявляться дискомфортные зоны, болезненные, напряженные участки.

Правильное выполнение йогических практик не подразумевает преодоления болевых порогов и движения через волевые усилия, стремления быстрее достичь идеального внешнего выполнения какой-либо формы, асаны, упражнения. В этой практике важно не стремиться к результату, не соревноваться, добиваясь успеха в выполнении внешних форм. Это, как правило, диктуется эгоистическим желанием самоутверждения и демонстрации своих достижений окружающим.

Принимая определенную позу и развернув объёмное внимание в пространстве этой формы тела, вы создаёте условие для активизации естественных механизмов саморегуляции, которые включаются условиях сохранения целостности в пространстве тела.

На следующем этапе локальным вниманием выделяйте проблемный, болезненный участок тела, погружайтесь вниманием в эту зону. Это позволит изучить её и выявить причины возникновения болезненного состояния, которое проявляется на разных уровнях восприятия.

Далее проводите коррекционную работу, используя специальные технологии восстановления равновесия.

В результате этой внутренней работы меняется сложившаяся болезненная конфигурация: исчезают психоблоки, излишнее мышечное напряжение, что даёт возможность дальше безболезненно выполнять выбранное движение - асану.

Такая практика выполнения йогических движений позволяет устранить негативные состояния в системе и восстановить её естественную конфигурацию, гармонизировать движение потока праны по каналам, успокаивая ум, подавляя негативные некоординируемые мыслеформы, что является одной из задач классической йоги.

Время пребывания в асане не должно быть фиксированным, так как процессы восстановления и создания целостности индивидуальны. Попытка выдерживать временной стандарт включает ум в выполнение асаны, что не позволяет получить состояние соединения.

Не стоит использовать в практике асан популярные сейчас вспомогательные приспособления и предметы – так называемые "пропсы". Это своеобразный костыль, который позволяет выполнить желаемую форму тела без лишних усилий, но при этом лишает вас возможности почувствовать реальное состояние вашего тела, со всеми проблемными зонами, требующими коррекции. Облегчая выполнение внешней формы, вы закрываете для себя возможности изменения, трансформации и развития, и практика теряет свой смысл.

Главное в работе с телом - не количество и сложность асан и упражнений, а качество их выполнения, которое достигается внутренней работой сознания. Творческий подход, знание строения и принципов функционирования системы человека позволят вам спонтанно находить те движения, которые необходимы вам в данный момент времени, месте и соответствуют вашему состоянию.

На начальном этапе асана служит методом системного восстановления и поддержания здоровья (йоготерапия).

На уровне йоги познания, с помощью специальных технологий исследуется ум, его работа и возможность остановки его деятельности для взаимодействия с более тонкими структурами системы. С этой целью применяются специальные методы выполнения асан – так называемые техники медитативных движений,где движения выполняются произвольно, без участия умственных построений, сравнения, заданного стандарта. Такая практика проводится с помощью преподавателя.

 

Порядок практики

Как я уже говорил, практика асан начинается с определения цели и выбора соответствующего подхода.

Следующий этап - психологическая подготовка, настрой на практику, направление всей имеющейся энергии на выбранную задачу. Необходимо отключиться от всех факторов, мешающих проведению практики.

Отключению от внешних факторов помогает обустройство специального места для занятий, которое поддерживается в чистоте, порядке, сакральности. Оно очищается огнём и водой, благовониями, украшается цветами, символами, минералами.

За подготовкой места следует практика принятия внешнего и внутреннего пространств и их уравновешивание между собой в психической сфере человека.

Практика "Приветствие" - следующий, более глубокий уровень духовного настроя.

Закончив предварительные практики, нужно собрать рассеянное внимания в единый центр. Для этого выполняется методики центрации – "я есть", "я-воля". Волевой компонент внимания группируется в определенной точке пространства тела. Это может быть область сердца, живота, голова. Возможна другая локализация.

Обычно эти практики выполняются в сидячей позе или лёжа в шавасане, если ощущается  недостаток энергии.

Затем выбирайте необходимый набор практик, которые вы намерены делать. Этот выбор зависит от задач, которые вы ставите, а задачи, в свою очередь, зависят от уровня развития, на котором вы находитесь (системный, уровень йоги познания или естественной йоги). 

Сформируйте для себя весь ряд практик и с уверенностью приступайте к его выполнению.

Смотрите также:

Техника принятия внутреннего и внешнего пространст...
Бессмертие, сиддхи, нирвана: цели йоги, которые ни...
 

Комментарии

Благодарю за очень подробную и просто изложенную информацию. Я недавно стала практиковать йогу в центре МИРАЙЯ. И благодарна ЖИЗНИ за этот подарок. Тема целостности человека меня интересует давно. И вот теперь ЖИЗНЬ соединила всю картину. Еще раз благодарю. Желаю центру и его сотрудникам и посетителям всех благ и счастья.

Благодарю за очень подробную и просто изложенную информацию. Я недавно стала практиковать йогу в центре МИРАЙЯ. И благодарна ЖИЗНИ за этот подарок. Тема целостности человека меня интересует давно. И вот теперь ЖИЗНЬ соединила всю картину. Еще раз благодарю. Желаю центру и его сотрудникам и посетителям всех благ и счастья.
Уже зарегистрированны? Войти на сайт
Гость
29.03.2024
Если вы хотите зарегистрироваться, пожалуйста заполните формы имени и имя пользователя.

+7 (831) 433-01-82

+7 (831) 433-21-54

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

603005, Россия,
Нижний Новгород
ул. Алексеевская, 41
НА КАРТЕ

 

 

Записаться на обучение

Заказать звонок

Онлайн консультация

 

ПОДПИСАТЬСЯ
НА РАССЫЛКУ НОВОСТЕЙ