Андрей Лобанов
Йога - универсальная наука о человеке
Центральным звеном изучения науки йоги является человек как система, со всеми взаимосвязями внутри системы, с другими системами и миром природы. Йога представляет собой технологию, которая позволяет человеку познать самого себя, научиться управлять собой и взаимодействовать с миром действительности.
Люди с древних времен предпринимали попытки создания системной науки о человеке и его взаимосвязях с миром. Этот процесс включал в себя, прежде всего, способы изучения, технологии, инструменты познания структур системы и механизмов ее функционирования.
Одним из первых опытов познания человеческих глубин и окружающего мира был шаманизм. Древние шаманы использовали для погружения во внутренний мир психическое трансовое состояние сознания, с помощью которого совершались путешествия в другие измерения реальности. В результате их исследований была создана модель устройства мира со своими взаимосвязями, и разработана технология взаимодействия с этими пространствами.
В системе шаманизма Вселенная состоит из трех миров: нижний, в котором живут духи и мертвые; средний – мир людей; верхний – мир богов. Шаман, используя разные способы вхождения в трансовые состояния, осуществлял путешествия по этим мирам, чтобы наладить связи с живущими в этих мирах, предсказывать будущее, излечивать больных, помогать решению бытовых вопросов и разбирать спорные вопросы жизни своего племени. Это модель устройства мира и технология прошла через многие тысячелетия и сохранилась до наших дней.
Шаманская система мироустройства дала толчок к созданию и развитию другим, более сложным системам устройства человека и Вселенной. Опыт шаманов развился в эмпирическую систему йоги.
Главным методом познания человека и управления его структурами стала технология саньямы – непосредственное соединение с объектом исследования через сосредоточение, с предварительным отключением привычной системы восприятия и взаимодействия с объектным миром через ум. Исследование человеческих структур технологией саньямы позволили создать более сложную модель устройства системы человека. Эта модель имела в основе две базовые составляющие: материальный носитель и развернутое на нем содержимое – информационную субстанцию, называемую сознанием. Носители с содержимым образуют многоуровневую единую систему наподобие русской матрешки. Уровни – носители - располагаются в ней в зависимости от грубости материи, из которой они состоят, что определяет их способность вмещать в себя соответствующую низко или высокоорганизованную функциональную информацию (сознание).
Носителей в йогической модели от пяти до семи. Они объединены в одну взаимосвязанную систему, управляемую по особым каналам связи, проходящим по всем носителям и их информационному содержимому. Система, которая объединена управлением через связь, создаваемую сосредоточением и вниманием-волей, становится целостной и равновесной, что обеспечивает ее жизнеспособность и развитие, а также возможность изучать мир, входя с ним в непосредственное взаимодействие.
В процессе исследования человеку открывается многомерный, сложноустроенный мир, разные слои которого населяют разные по своей природе и уровню развития существа.
К подобному пониманию устройства систем, составляющих Вселенную, пришел современный физик И.Л.Герловин, который был далек от знаний философии и йоги. Ленинградский ученый, уроженец г. Горького, еще в годы Великой отечественной войны сформулировал принципы устройства вселенной в парадигме жизнеспособных и развивающихся систем, которая применима ко всем системам, существующим во вселенной, в том числе, человеку.
Если система отвечает принципам парадигмы, то она будет жизнеспособна и способна к развитию. Для человека жизнеспособность – это состояние здоровья в широком понимании слова, которое предполагает наличие энергии, необходимой для развития.
Наука о человеке, подобная йоге, возникала в разных культурах под разными названиями, и можно дать определение йоге как универсальной науке о человеке, его здоровье и развитии, которая применима для современного человека как на востоке, так и на западе.
Комментарии